Производственная и хозяйственная деятельность оказывает значительное негативное воздействие на окружающую среду. От результатов природоохранной деятельности предприятий производственной и непроизводственной сферы напрямую зависит экологическая обстановка на прилегающей территории, здоровье и благополучие населения.
Снижение воздействия производства на окружающую среду может быть достигнуто минимизацией выбросов, сбросов, отходов, а также рациональным использованием сырья и энергетических ресурсов.
В целях государственного регулирования воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду, осуществляется нормирование в области охраны окружающей среды, которое заключается в установлении нормативов качества окружающей среды, нормативов допустимого воздействия на окружающую среду, иных нормативов, а также государственных стандартов.
Значительное вредное воздействие на здоровье человека и окружающую природную среду оказывают отходы производства и потребления – остатки сырья, материалов, полуфабрикатов, иных изделий или продуктов, которые образовались в процессе производства или потребления, а также товары (продукция) утратившие свои потребительские свойства. Кроме того значительное влияние на человека оказывают выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ и сбросы в поверхностные и подземные водные объекты.
Правовое регулирование в области обращения с отходами осуществляется Федеральным законом «Об отходах производства и потребления», в области влияния на атмосферу и водные объекты – Федеральным законом «Об охране атмосферного воздуха», Федеральным законом «Водный кодекс РФ», постановлением Правительства РФ «О нормативах платы за выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ стационарными и передвижными источниками, сбросы загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты, размещение отходов производства и потребления».
В целях обеспечения охраны окружающей среды и здоровья человека, уменьшения количества отходов, индивидуальные предприниматели и юридические лица обязаны в соответствии с законодательством разрабатывать проекты нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, получать специальные разрешения на выброс и сброс загрязняющих веществ и осуществлять плату за негативное воздействие на окружающую среду.
Установление платы за негативное воздействие на окружающую среду – один из методов экологического регулирования в области охраны окружающей среды. В соответствии с законодательством – ст. 3 ФЗ «Об охране окружающей среды» в РФ одним из принципов охраны окружающей среды является платность природопользования и возмещения вреда окружающей среде. Ст. 16 ФЗ «Об охране окружающей среды»:
«Негативное воздействие на окружающую среду является платным.
К видам негативного воздействия на окружающую среду относятся:
Плата должна перечисляться плательщиками в Управление федерального казначейства, которое перечисляет средства платы за негативное воздействие на окружающую среду бюджетам всех уровней по установленным нормативам на специальные счета. 20 %- в доход федерального бюджета, 40 % - в доход бюджета субъекта, 40 % - в доход бюджета муниципального района.
Форма платы определяется Федеральными законами. Порядок исчисления и взимания платы установлен Правительством РФ:
В 2009 году создано краевое автономное учреждение «Алтайприрода», которое занимается абонентным обслуживанием предприятий, в том числе формированием и сдачей расчетов платы за негативное воздействие на окружающую среду, кроме того КАУ «Алтайприрода» выполняет следующие виды работ:
Реквизиты КАУ «Алтайприрода»: 656049 Алтайской край, г.Барнаул, ул.Никитина, 111, тел. (3852) 63-41-53, 65-86-17, 35-33-76.
В связи с реорганизацией федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору, образованием Южно-Сибирского управления Ростехнадзора изменились реквизиты Единого балансового счета № 40101 «Доходы, распределяемые органами федерального казначейства между уровнями бюджетной системы Российской Федерации», предназначенного для зачисления указанной платы:
Поле 13 «Банк получателя»: ГРКЦ ГУ Банка России по Алтайскому краю, г.Барнаул
Поле 14 «БИК банка получателя» 040173001
Поле 17 «Счет получателя»: 40101810100000010001
Поле 61 «ИНН получателя»: 4200000206
Поле 103 «КПП получателя»: 2224450001
Поле 16 «Получатель»: УФК по Алтайскому краю (Обособленное подразделение Южно-Сибирского управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору)
Поле 104 «Код бюджетной классификации»: 49811201000010000120
Поле 105 ОКАТО территории, где расположен объект, оказывающий негативное воздействие на окружающую среду (городского округа или муниципального района).
За нарушение законодательства в области охраны окружающей среды предусмотрена имущественная, дисциплинарная, административная и уголовная ответственность.
Ответственность за выполнение требований законодательства при осуществлении хозяйственной или иной деятельности несет руководитель предприятия и лица, им назначенные. Наложение административных штрафов на виновных в экологических правонарушениях не освобождает их от возмещения вреда, причиненного окружающей среде.
Хочется надеяться, что данный материал позволит обратить внимание природопользователей района на законы и нормативно-правовые акты в сфере охраны окружающей среды, поможет привести в соответствие с природоохранным законодательством деятельность хозяйствующего субъекта, тем самым улучшить состояние природной среды, повысить безопасность здоровья людей.
Государственный инспектор Алтайского края по охране природы С.А.Лопаков