Навигация по разделу:

Заседание "Круглого стола"

RSS-подпискаRSS-подписка

Заседание
28.03.11

24 марта  2011 года в Чарышском районе проведено заседание «Круглого стола», участниками которого являлись представители органов местного самоуправления района и поселений: главы сельсоветов, главы администраций сельсоветов, депутаты, руководители органов Администрации района.

Вел «Круглый стол» глава Администрации района Петров С.П.

Тема совещания «Проблемы органов местного самоуправления поселений по реализации полномочий. Пути решения».

В ходе обсуждения в форме диспута выступили:

- Борисов В.П., глава Администрации Чарышского сельсовета, Кривцов В.Г., глава Краснопартизанского сельсовета и другие участники «Круглого стола» с характерными для поселения проблемами: отсутствием финансирования на ряд жизненно-важных, закрепленных законом полномочий (благоустройство поселения, расчистка русел рек, несанкционированные свалки, уличное освещение, содержание дорог, кладбищ и многое другое.

В ходе разговора были определены несколько возможных путей решения местных проблем.

  1. Решение вопросов информированности населения о мероприятиях органов власти, законодательства, принятых и принимаемых нормативно-правовых актов органов МСУ, в т.ч. правилах благоустройства и других, воспитание культуры поведения, поднятие самосознания.
  2. Взаимодействие со всеми предприятиями, организациями, индивидуальными предпринимателями, фермерами на территории поселения. Закрепление предприятий за конкретным небольшим участком общей проблемы – например за содержанием электроосвещения на одном конкретном столбе, участке улицы, или водопроводной колонкой, чтобы не замерзала, не мыли под ней автомобиль, не поили животных.  Фонари над входом в каждое учреждение, магазин, могли бы решить проблему электроосвещения села.
  3. Привлечение меценатства, благотворительности  на конкретные цели, для решения небольшой задачи: отремонтировать ворота на кладбище, покрасить памятник.
  4. Замена оборудования на энергоемкое и малозатратное (электронасосы, электролампочки, вентиляторы, системы поддува, авторегуляторы и счетчики воды, тепла и другое).
  5. Повышение ответственности должностных лиц органов местного самоуправления за качественное исполнение полномочий, поиск путей решения практических вопросов, источников дополнительного дохода.

Например, посмотрим результаты работы по исполнению полномочий по совершению нотариальных действий на территории каждого сельского поселения в 2010 году (удостоверения завещаний, доверенностей, свидетельствования верности  копий или выписок, свидетельствование подлинности  подписи на документах, принятие мер к охране наследственного имущества и т.д.). От  исполнения  этих полномочий доход идет в местный бюджет.  2010 году в разрезе поселений  он составил:

Функции по совершенствованию нотариальных  действий исполняют  с 1 января 2008 года заместители глав  администраций сельсоветов  или секретари администраций.

Председатель комитета по финансам, налоговой и кредитной политике  Администрации района Лобанов С.Ю. напомнил о еще некоторых возможных дополнительных источниках решения проблем.

Серьезный разговор прошел по возможному самообложению граждан.

Российское законодательство определяет средства самообложения как разовые платежи граждан, осуществляемые для решения конкретных вопросов местного значения. Решение  о введении самообложения может быть принято на сходе граждан или референдуме. Самообложение может являться не только дополнительным источником пополнения местных бюджетов, но и  реальным средством повышения гражданской активности населения.

Кировская область в этом вопросе лидер. Решения о введении такого сбора приняли 90 поселений региона – около четверти от их общего количества (389). Причем в девяти поселениях люди уже дважды высказывались в пользу самообложения. То есть проголосовали в первый раз – собрали деньги – увидели результат и, когда местная власть вынесла вопрос о продолжении самообложения, сказали на референдуме «да». В  двух муниципальных районах области самообложение  введено во всех поселения. Размер взноса с одного жителя составляет от 20 до 250 рублей. Конечно, суммы не поражают воображение, но ведь деньги идут на решение  локальных задач небольших поселений. Например, в Чудиновском  поселении собирали на противопожарные мероприятия и «содержание памятника на площади», в городе Орлове – на озеленение, в Лесном поселении – на содержание кладбища и т.д. Средства самообложения носят целевой и потому более понятный характер для гражданина – в отличие от обезличенных налогов.

Вопрос, который возникает у всех, когда речь заходит о самообложении: мы и так платим налоги, почему люди должны еще дополнительно скидываться? Такая постановка вопроса  была бы оправдана, если бы речь шла о решении, принимаемом органом власти  «сверху». Но самообложение – дело сугубо добровольное.

Такая практика в первую очередь получает распространение в небольших поселениях. В  больших городах просто не найти проекта, который был бы одинаково важен для всех. Граждане готовы платить, когда понимают и видят, на что идут их деньги. А то, что референдумы проходят в некрупных поселениях, повышает доверие к их результатам: когда все друг друга знают, о выбросах и фальсификациях речь не может идти в принципе.

Есть ли смысл вообще вводить самообложение? Ведь суммы собираются небольшие, а проведение референдумов – дело затратное. Проведение самостоятельного референдума экономически неэффективно. Поэтому можно совмещать их с выборами в органы местного самоуправления и другими выборами и, грубо говоря, тратить только на дополнительную бумагу.

Как быть с малоимущими? Во-первых, самообложение – дело добровольное. Во-вторых, на референдумах, как правило, принимаются решения о снижении и размера взноса для социально незащищенных категорий граждан. В-третьих,  органы местного самоуправления могут проявить гибкость и, например, в случае  невозможности со стороны гражданина заплатить взнос заменить его общественными работами в рамках того проекта, на который собираются средства.

В Алтайском крае также есть примеры по проведению референдумов по самообложению граждан. Лидирует в этом плане Бийский района. В марте прошлого года из 8 референдумов, объявленных  в поселениях Бийского района – в 6-ти сельсоветах референдум не состоялся по причине низкой  явки (необходимо, чтобы на избирательный участок  пришли более 50% избирателей, внесенных в списки и проголосовали более 50% пришедших голосовать).

В Лесном сельсовете Бийского района  на референдуме определяли: для каждого  совершеннолетнего  жителя в размере 200 рублей, на 3 года ежегодно. Из них 150 рублей будет использовано на ремонт дороги и очистку  снега и 50 рублей – на уличное освещение.

В Усятском сельсовете Бийского района – 200 рублей на 3 года, ежегодно, на содержание автомобиля по доставке  больных в районную больницу  - 100 рублей, на уличное освещение – 50 рублей, на благоустройство – 50 рублей.

Самообложение дает то, что очень важно с точки зрения формирования действующего, а не номинального гражданского общества. Гражданин и общество  начинают понимать, что они платят деньги государству и имеют право спрашивать за их расходование. А власть в лице конкретных глав поселений начинает понимать, что оно получает деньги не просто из бюджета, а в конечном итоге от граждан. И не от граждан вообще, а от вполне конкретных людей, которые могут не только в любой момент с полным на то основанием спросить, почему сделано так, а не эдак.

Был также в ходе «Круглого стола» затронут вопрос о формировании представительных органов  местного самоуправления района.

Представительные органы получили дополнительные рычаги для повышения качества управления территорией. Участники «Круглого стола» отметили, что мы перешли на  контрактную систему назначения главы Администрации района, не дожидаясь окончания срока полномочий представительного органа. По поселениям эта работа была проведена еще ранее, и  в этом плане уже имеется некоторый опыт работы.

В ряде районов края контрактная система назначения главы Администрации района дополняется делегированным порядком формирования представительного органа и в состав депутатского райсовета входят главы сельсоветов и по одному депутату от каждого поселения, т.е. представительный орган муниципального района может состоять  из глав поселений, входящих в состав муниципального района и из депутатов представительных органов указанных поселений, избираемых представительными органами поселений из своего состава в соответствии с равной независимо от численности населения поселения нормой представительства. 7 районов края внесли изменения в уставы, в том числе наши соседи – Усть-Калманский район.

В этом варианте выборы в районный Совет народных депутатов как они проводились ранее, проводиться, естественно, не будут. Схему эту, рекомендованную четвертым съездом Ассоциации Совета муниципальных образований Алтайского края и рекомендуемую Администрацией края, видимо, мы должны строить и в   Чарышском районе. Таким образом, в составе депутатов Чарышского районного Совета народных депутатов будет 18 человек – 9 глав МО поселений плюс 9 депутатов поселений.  

Участники «Круглого стола» по обсуждаемым вопросам вынесли резолюцию (прилагается).

Мы, представители органов местного самоуправления поселений, участники «Круглого стола», проводимого по теме:  «О проблемах органов местного самоуправления поселений по реализации собственных полномочий. Пути решения», в результате проведенных  обсуждений в форме диспута по поиску путей решения проблем местного самоуправления,

р е ш и л и:

  1. Обнародовать предложения и идеи  участников «Круглого стола»  на официальном сайте Администрации района, в районной газете «Животновод Алтая».
  2. Рекомендовать  органам местного самоуправления поселений и района использовать в работе рекомендации участников «Круглого стола» по решению вопросов:

Заседание  Заседание  Заседание

ИСТОРИЯ НОВОСТЕЙ И СОБЫТИЙ

КОНТАКТЫ

ССЫЛКИ